Звук электропоезда заглушает слова моего друга Димы Сироткина. Мы стали почти родственниками с тех пор, как Ничи, дочка моей кошки Мухи, обрела себе новых хозяев. Я еду к нему в гости проведать Ничи и поговорить за жизнь.
- Зоя, - с воодушевлением говорит Дима, - мой начальник мне сегодня сказал, что нам на карты нужен сотрудник. Я думаю, что ты лучший кандидат.
В крупнейший банк страны требовался бизнес-партнер на курирование ИТ в части пластиковых карт. Что это за странная должность? До меня доходили слухи о том, как сложно работать в Сбербанке, зачем мне это?
- Дима, мой новый проект еще не закончен, - я не люблю уходить с работы и бросать задачу. Банковский мир тесен и репутация важнее всего – отказываюсь я, не смотря на приятно удививший меня размер заработной платы. Но на собеседование я все-таки решила сходить. Это был дружеский разговор за обедом. Меня практически ни о чем не спросили. Я отказалась.
Через 4 месяца Дима снова звонит и умоляет выйти. Нового сотрудника, который вышел вместо меня, уволили.
Я в замешательстве. Проект закончен. Вселенная явно заталкивает меня в Сбербанк. Мне явно нужно чему-то там научиться.
Ровно через полгода после разговором с Димой я выхожу в Сбербанк на странную позицию – старший бизнес-партнер департамента карточных продуктов. Мой заказчик – Управление банковских карт. Моя задача – обеспечить качество ИТ-услуг в части пластиковых карт. Корпоративная культура Сбербанка опасна для новичков. Все двери для тебя закрыты. Здесь каждого проверяют на прочность.
Работа бизнес-партнера была похожа на работу дипломата. Чтобы сделать что-то быстро, нужно договариваться и делать в обход процессов. Никто этого не любит.
Я пришла, когда старые процессы сломали, а новые еще не построили.
Первые месяцы я плакала после работы. Я снова действовала энергично, нарушая принятые нормы поведения. Руководители других подразделений, с которыми я имела дело, проверяли меня на прочность и показывать, что мне не следует засовывать свой нос в их кухню. Но мне очень нужно было. Устраивали мне разборки. Хотели на начальном этапе задавить.
Я руководила программой карточных проектов бюджетом более один миллиард рублей. Ответственность и нагрузка были колоссальными. У проектов переносились сроки, увольнялись руководители проектов. Для решения возникающих задач нужно было быть чрезвычайно креативной. Я стала изучать и применять ТРИЗ – теорию решения изобретательских задач Генриха Альтшуллера. Некоторые техники хорошо помогали мне в поиске нестандартных решений.
Переговоры.
Задача успешных переговоров – выполнить поставленные задачи, не испортив при этом отношения с противоположной стороной, где вы выходите победителями.
Снова мне пригодилось Правило Паретто. Восемьдесят процентов времени на работе я занималась коммуникациями с людьми из разных подразделений, выстраивая нетворкинг, и только 20% времени у меня требовались профессиональные знания. Мне пригодилось мое сильное качество – находить общий язык с людьми и умение объединять людей
В Сбербанке я сделала небольшое открытие. Вместо местоимения «я» на переговорах я стала употреблять местоимение «мы». Это хорошо работало. Но нужно придумать объяснение, зачем тебе это надо. Если стараться просто быть милой и приятной в общении, успеха в переговорах не добиться. Я не была готова отказаться от реализации проекта и от своих целей ради того, чтобы понравится окружающим. То есть заботилась об общих интересах и …стремилась к своей цели.
Местоимение «мы», владение деталями при подготовки к переговорам и использование логики – три моих личных кита для проведения переговоров.
В институтах учат знаниям, но не учат общению и коммуникациям. Не учат узнавать про нужды других людей, бок о бок с которыми ты каждый день работаешь, не учат знать хобби и не учат помогать. Ты как будто идешь на высоких каблуках спиной вперед. А дела решаются при помощи и эмпатии, очень важном на мой взгляд элементом компетентности менеджера проекта, наравне с коммуникациями и умением творчески решать проблемы.
В Сбербанке я строила храм коммуникаций.
Один человек пришел на стройку, где работали трое. Он спросил одного из них: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Укладываю кирпичи». Он спросил второго: «Что ты делаешь?» Тот ответил: «Я возвожу стену». Человек подошел к третьему строителю, который, работая, напевал какую-то мелодию, и спросил: «Что ты делаешь?» Строитель оторвался от кладки и ответил: «Я строю храм».
Через два года я подсела на иглу высокой заработной платы. Корпоративные принципы слишком оберегали меня от изменений и внутреннего саморазвития– я семенила вместо того, чтобы бежать.
Моя жизнь снова оказалась в опасности. У меня становилось все больше и больше задач. Руководство отказывалось идти на встречу. Чтобы быть эффективной, я работала до 10 вечера и в выходные. Моего куратора Диму Сироткина, который всегда старался помочь мне в сложных вопросах, перевели на другую должность и ко мне приставили новую начальницу, которая во всех неудачах решила обвинять меня.
Я жила только наполовину, потому что утратила связь со своей инстинктивной душой, работа высасывала из меня все соки. Я попала под власть общества, интеллекта и эго. Работа ради работы отрезала меня от моего главного источника, от меня самой. Я принимала решения на миллиарды рублей, я вела жесткие переговоры с мужчинами и постепенно я истощила себя, стала ощущать себя утомленной и бесчувственной. Несмотря на ежедневные 30-ти минутные медитации, я стала раздражительной. Я перестала слушать внутренний голос. Я глубоко погрязла в работу, потому что что это было самым безопасным местом для той меня, которая потеряла контакт со своей природой.
Пора было задуматься о том, что мне действительно нужно. Определить свою территорию, определить свою стаю. Я имею имя и репутацию в корпоративном мире. Но что будет стоить мое имя через десять, пятнадцать лет, когда на смену придет новое поколение?
Что я значу в обычной жизни? Что я буду делать в 60, в 70 лет? Чем мне нравится заниматься на самом деле.
В фильме с Джулией Робертс «Сбежавшая невеста» главная героиня не могла понять, какие яйца ей нравится на самом деле. Пашот, омлет или яичница. Я тоже уже ничего не понимала.
Однажды, после тяжёлого разговора, я шла по коридорам Вавилова,19 и встретила своего босса.
"Что с твоим лицом?" - спросил он...В переводе это означает: "Одень маску, окружающие люди должны думать, что ты сильная и у тебя все хорошо." Жизнь двойными стандартами вошла уже в привычку.
Как обычно поздно, чертовски устав, я возвращалась домой. Вдруг меня посетила совсем простая мысль. Я поняла, что мне нужно сделать привал. Отдышаться от бешеной гонки, выпить бокал любимого португальского vino verde, и снова взвесить собственные ценности.
Через две недели (как положено после подачи заявления об увольнении), я поставила жизнь на паузу и ушла в творческий отпуск на полгода.
От неопределенности бежали мурашки по коже.
За эти 5 месяцев творческого отпуска я узнала больше, чем за 10 лет работы. Мой мозг освободился. Я занялась цигун, женскими даосскими практиками, съездила на Соловки, три месяца путешествовала, занялась живописью.
Через живопись я заговорила сама с собой. Оказалось, что через творчество можно исцелить старые шрамы и обрести новое видение. Наталья Бехтерева в своей книге «Магия мозга» сравнила мозг при занятиях творчеством с огромным мегаполисом. А мозг человека, который не занимается творчеством – с захудалой деревушкой. Творчество как элексир молодости, прокладывает новые нейронный связи в мозгу.
Творческий отпуск стал для моего мертвого тела живой водой. Моя душа промылась медитациями, путешествиями и живописью.
Наступила осень. Посыпались предложения из Сбербанка. Меня снова приглашали на работу. Я подумала, раз меня снова жизнь запихивает в Сбербанк, значит нужно пройти еще один этап.
И я выбрала новую работу в глубоком ИТ (информационных технологиях). Стала заместителем руководителя начальника огромного управления тестирования в составе 400 человек.
Пока я отдыхала, Сбербанк отказался от пятилетних планов планирования проектов. Мы переходили от старого формата на планирование историй. Мы "покупали" новую западную культуру Agile и DevOps.
Я с новым восприятием мира училась руководить большим коллективом и взялась внедрять новый проект DevOps, автоматизация разработки и внедрения программного обеспечения для более чем 1000 разработчиков из 6 регионов России.
На проекте я узнала и влюбилась в метод дизайн-мышление. Метод, позволяющий выяснять смутные потребности клиентов, находить новые идеи, тестировать и внедрять. Об этом методе, кроме крупных компаний, мало кто знал, и в моей голове поселилась шальная мысль объединить ТРИЗ и дизайн-мышление, создать свою школу.
Готовых возможностей не бывает. Они возникают благодаря белым воронам, которые поднимают голову из толпы, смотрят по сторонам на возможности и пользуются ими, чтобы создать что-то новое. Это новое и становится их работой. Я решила сама создать себе новую работу, чтобы заняться любимым делом и вовремя ходить бы в отпуск.
В 2001 году я поступила в аспирантуру, но моих амбиций не хватило ее закончить. О чем я очень жалела.
Через 16 лет я вспомнила о своей мечте и снова поступила в аспирантуру университета, в котором когда-то приняла решение не учиться. Круг замкнулся. Либо я строю будущее либо мне нужно быть терпимой и жить в том будущем, что получается, а то, что я хочу.
7 февраля 2018 года, в день своего 39-летия я оставила СберТех, снова вспомнив папин урок – делай то, что тебе нравится.
В Израиле река Иордан впадает сразу в два моря. Насколько эти моря разные. Одно – это Галилейское море, другое – Мертвое. Концентрация соли Мертвого моря убила его, потому что оно из него ничего не вытекает. Оно стало застойным. Галилейское море живет, потому что не только принимает воды реки Иордан, но и отдает воду.
Тихий голос дикой женщины сказал мне, что хватит накапливать богатства, пора их отдавать, чтобы не убить себя.
Путь руководителя проекта научил меня действовать в состоянии неопределенности. Каждый день, приходя на работу, я творчески решала неожиданные проблемы.
Так я накачала себе мускул, который очень устойчив к страху неопределенности. Я знаю, что за проблемой всегда стоит возможность, которую ты сейчас не видишь.
Сейчас я чувствую себя снова 20-ти летней девушкой, которая осваивает новые профессии.